18 век - в Кремле построен арсенал. Петр 1 приказал его строить. Он как склад и мастерские по ремонту оружия. Около него – пушки, русские орудия 17 века. + пушки французские (после 1812 года).
19 век – Большой кремлевский Дворец – резиденция русских императоров в Москве.
Здесь 3 зала:
1. Георгиевский в поклонниках. Здесь награждали за личные мужества в бою. Называется так, так как выложена гранитным камнем.
2. Андреевский (орден святого Андрея),
3. Владимирский (Владимира 1-го освятителя). Здесь награждали чиновников за хорошие успехи.
4. Екатерининский. Здесь награждали женщин: сначала фрейлин за заслуги перед царской семьей, потом женщинам за служение обществу.
К Кремлю примыкает теремной дворец (17 век) – внутри дворца. + здание Сената (построил Матвей Казаков, архитектор Том) + здание оружейной палаты (архитектор Том).
Билет № 5
Вопрос №1: Классификация экскурсий. ()
Классификация – распределение каких-то предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основании определенных общих признаков.
Классификации экск-ии облегчает подбор приема и рассказа, и облегчает подбор методов работы с группой.
Принципы для класс-ии экск-ии:
I. По целе:
1. Экск-ии учебные. Экск-ия для экскурсоводов.
2. Рекламная. (для сотрудников агентств, которые будут продавать тур)
3. Коммерческие. Основная часть.
4. Паломнический
5. Шопинг.
6. Экск-ии массовки. Экск-ия, заканчивающаяся корпоративной вечеринкой.
7. Театральные\Концертные. Самый массовый: дети из Воронежа с экск-ей по Москве, а потом елка в кремле.
II. По способу проведения:
1. Пешеходные
2. Автобусные
3. Автобусно-пешеходные
4. Круиз
5. Вертолетная
6. Конная
III. По месту проведения:
1. Городские
2. Загородные
3. Музейные
4. Выставочные
IV. По составу участников:
1. Детские
2. Молодежные
3. Группа одной или двух организаций
4. Группа индивидуальных туристов
5. Группа местных жителей
6. Группа приезжих туристов
7. Группа иностранцев
V. По содержанию: обзорная (самая массовая) и тематическая.
Обзорная: чаще автобусная, многотемная.
Тематическая: экскурсия одной\не более двух тем. Делится на:
Тематическая:
a) Историческая. Пр.: На Куликово поле, на Бородино, в музей ВОВ, бункер Сталина.
• Историко-краеведческая: развитие и культура города.
b) Археологическая. Пр.: В Москве на Манежной площади – археологический музей (вещи, найденные при рытье фундамента ТЦ Охотный ряд), Исторический музей (вещи славян и других народов, живших на территории РФ).
c) Этнографические. Посвящены старинному быту народов.
d) Архитектурно-градостроительные. Посвящены организации городского пространства.
e) Литературные. Пр.: поездка в Ясную поляну. В Москве: по следам героев Мастера и Маргариты.
f) Художественные. В художественные музеи: Третьяковка, музей им. Пушкина. + экск-ии в усадьбы (пр.: Абрамцевы, имение Мамонтова, объединивший лучших художников, певцов, актеров, поэтов. Создал художественный салон. Это худ-ый центр России. Имение Талашкина под Смоленском: здесь художники Рерих и Максимов работали.)
g) Историко-религиозные. Они посвящены истории средневекового искусства. Экск-ии в монастыри. (Пр.: в Троицко-Сергееву лавру.) Паломнические экск-ие сюда не относятся.
h) Экологические. Посвящены красотам природы. Воспитательная цель – укрепление бережного отношения к природе. Пр.: по Воробьевым горам, на Лосиный остров. Самое популярное – Окско-тераский заповедник (бизоны\зубры). Конные маршруты по Алтаю. В калужской области – парк птиц (2000 птиц из всех районов Земли).
i) Естественно-научные. Посвящены истории развития природы. Пр.: Дарвиновский музей. Минералогический музей (народного ополчения).
j) Производственные. Пр.: На Урале – завод-музей, не работает, конец 18 века. Аэропорт Домодедово для школьников по аэропорту.
k) Пешеходная экск-ия Золотое кольцо Москвы: по Замоскворечию по мосту и к храму Христа спасителя.
Классификация экск-ых объектов:
1. Природные.
2. Древние Валы (крепостные).
3. Архитектурные памятники (церкви, дворцы, усадьбы).
4. Скульптурные памятники: городская, мемориальная (на кладбище), станковые (в помещении. Пр.: Музей Голубкиной).
5. Мемориальные доски и памятники воинской славы. Пр.: Музей бородинской панорамы, за ним бревенческая изба, где Кутузов был + обелиск, стоящий на месте братской могилы.
6. Археологические памятники. Пр.: церковь, раскопанная в центре города. Пр. м. китай город – плитка с древними камнями.
Класс-ия экскурсионной аудитории (не доработано до конца). Будет дано в другой теме.
Вопрос №2. История Красной площади, памятники истории культуры, Красной площади и манежной площади.
В 12веке на месте Красной площади был овраг, который постепенно засыпали, потом там была пашня (рожь сажали). Иван 3 переводит городской торг из Кремля к востоку от него – так возникает Красная площадь (сер 15 века).
Первое название Красной площади – великий торг. Базарный день был в пятницу. Можно было взять товар, а деньги принести в следующую пятницу.
Второе название Красной площади – пожар (т.к. и в 30 градусный мороз тут лежал товар. Разводили костры и грелись торговцы. Отсюда были пожары.).
В 70-х годах 17 века площадь получила официальное название Красная площадь. Оно не связано со словом «красивое». А стали так называть из-за обилия товаров («красна товарами»).
В 18 - нач. 19-го вв площадь стали застраивать домами, потом дома стали сносить. Ширина 130 метров, 690 метров – длина.
Только после войны 1812 года началось украшение Красной площади. Теперь она стала местом гуляний. Тут короновали Екатерину Великую.
На Красной площади проходили казни между Лобным местом и Спасской башней. На Лобном месте казнили только Дарью Салтыкову (ее замучили 16 человек). Над ее головой сломили подпиленную шпалку, а умерла она в подземелье.
Парады на Красной площади:
• 7ноября 1941 год – парад красной армии. Сразу с него
• 24 июня 1945 года – парад победы
• С 1918 годы – парады-демонстрации (1 мая и 7 ноября). В честь дня международной солидарности трудящихся.
Памятники истории культуры на Красной площади:
1. С Манежной площади проходим через Воскресенские ворота – для торжественного въезда на кр площадь.
2. Справа Исторический музей (1873 год. Автор – Шервуд.).
3. Слева – Собор Казанской Божией Матери (в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году 1634 году).
4. Никольская башня кремля, Сенатская, Спасская, Троицкая, Боровицкая и Кутафья. Их знать!
5. Мавзолей В.И. Ленина. 1930 год. Архитектор – Щусев. Гостевые трибуны справа и слева. За ним – захоронения членов партии ЦККПСС.
6. Лобное место. Сер. 16 века. Иван Грозный. Это трибуна, с которой читали указы царя. Оно было сначала деревянное. Потом кирпичное.
7. Памятник Минину и Пожарскому (1818 год). Раньше стоял в центре и обращен был к Кремлю. Скульптор – Мартос.
8. Напротив Кремля – здание верхних торговых рядов (ГУМ). Сейчас он уже не государственный.
9. Ниже, напротив Храма покрова на рву – средние торговые ряды.
10. Покровский собор 1561 года. В память взятия Казани. Архитектор – Яковлев.
Памятники Манежной площади:
1. Георгию Жукову. Скульптор - Комог
2. Александровский сад Архитектор – Вове.
3. Могила неизвестного солдата.
4. Обелиск в Александровском саду в честь 300-летия дома романова. Сейчас там написаны имена революционеров.
5. Грот у обелиска (1824). Типичный атрибут усадьбы. Он сложен из камней кремлевских зданий, разрушенных в 1812 году.
6. Манеж. Здание строилось для обучения верховой езды, но никогда не использовался по назначению. Тут проходили концерты и выставки. Построил – Бентакур. Строился за 0.5 года. Крыша держится на бревнах, держащие ее без ремонта 200 лет, т.е. идеально рассчитана тяжесть фронтона. Заменили их на бетонные (в течении 2-х лет).
7. Два старых здания МГУ:
• Казаков
• Бове
Памятники Герцену и Огареву.
8. Конь Церетелли.
Билет №6.
Вопрос №1. Технология подготовки новой экскурсии.(10)
1. Определяется тема экск-ии + объекты показа. Экск-ию готовит столько человек, сколько объектов показа (6-7 объектов). На каждого человека по объекту.
2. Сбор материала. Интернет, библиотеки, музеи.
3. Собранный материал отсылается в институт или музей для проверки достоверности.
4. Объезд объектов. Цели:
• Выяснить сохранность объектов;
• Составить хронометраж экскурсии (время проезда и прохода до объекта, время показа объекта);
• Поиск ракурса показа. Идеально – если можно показать со всех 4-х сторон (практически не возможно).
• Одновременно строится маршрут, т.е. очередность показа объектов. Правила построения маршрута: начинать с более древних памятников, а самые яркие и зрелищные объекты должны быть в конце (даже если он самый старый).
5. Нельзя возить группу два раза по одному месту. Это трудно.
6. Маршрут должен учитывать дорожные знаки.
7. Фиксируются объезды и улицы параллельные маршруту на случаи объезда.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии, в котором полная инфа о каждом объекте. Они расположены по маршруту.
9. Технологическая карта – скелет экскурсии. Создается для тех, кто будет проводить экск-ию. Состоит из (в строчку):
• Номер
• Название объекта
• Адрес объекта
• Время показа
• Тема и подтемы
• Приемы показа и рассказа
• Методические указания (материал работы с особой группой. Пр.: для детей)
• Организационные указания. Фиксируется месторасположение туалета, магазина сувениров
10. Сдача экск-ии (учебная экск-ия). Каждый участник сбора инфы сдает инфу. А те, кто будет второй раз это сдавать, должен сдать все объекты.
11. Рекламная экскурсия для туроператоров. Создатель получает рецензию, а экскурсовод – деньги.
Упомянуть контрольный текст, состоящий из фото объекта и текста по этому объекту. Это куски текста, привязанные к фото.
И индивидуальный текст. Который каждый экскурсовод пишет для себя – это логические переходы\цельный текст.
Вопрос №2. История улицы Варварка и памятники ее культуры и истории.
Варварка – древнейшая улица страны. Она стержнем посада была 12-14-ых веков.
1380г – Донской выезжал на куликовскую битву.
Варьская – первое название улицы. Тут варили каши (все жидкое, гуще щей). Их таскали на торг.
Варварка – второе название в честь церкви Св. Варвары в начале улицы.
Ул. Степана разина – третье названия. В ее начали казнили разина.
1990-1991гг – вернули название варварка.
Начало от васильевского спуска. Розовое здание архитектор – Матвей Казаков к 18 века. Напротив – голубое здание с белыми полуколоннами – нижние торговые ряды (гостиный двор). Оба здания в стиле классицизма. По правой стороне – церковь Максима исповедника (16век). Потом старый английский двор – было посольством в 18 веке (Склад английских товаров). Палаты бояр Романовых: 3 этажа, белый цвет, сейчас – музей боярского быта 16-17вв (единственный в РФ). Потом – церковь Георгия на Псковской горке (17 век). Потом – церковь Троицы в Никитниках (его смысл – история сосдания и это памятник искусства). Основание Варваровской башни в подземном переходе.
Билет №7.
Вопрос №1. Приемы показа объектов на экскурсии. (16)
Показ – рассказ об объекте, который наблюдает сейчас турист. Он раскрывает сущность объекта.
Приемы показа:
1. Во время движения транспорта:
• Надо рассказывать об объекте до того, как он появился, кратко его описать, назвать его признаки, сказать, где он появится;
• Когда доехали, экскурсовод молчит;
• Нельзя говорить об объекте, когда его уже проехали. Простимо, когда автобус стоит;
• Необходимы паузы, чтобы люди успели «переварить» услышанное.
2. Во время пешеходного движения. Используется, когда движение является частью показа. Пр.: путь по крепостным стенам, при походе к крепостной башне. Пр.: наступление армии.
3. Прием осмотра. Рассказ не начинать, пока все не дойдут. Можно только отвечать на вопросы.
4. Прием панорамного показа. Экскурсовод показывает площадь, город на 3600. Показ какой-либо высоты.
5. Прием архитектурного анализа. Каждый памятник арх-ы – памятник истории и искусства своего времени. План:
• Название памятника
• Функционально значение (пр.: усадьба, мавзолей)
• Время постройки (дата\век)
• Стиль постройки (барокко, модерн…)
• Показ этого стиля на памятнике
• Индивидуальные особенности памятника (ваш самостоятельный искуствоведчески анализ, т.е. подбираешь свои слова)
6. Прием архитектурной реконструкции. Когда словестно восстанавливаем первоначальный вид здания.
7. Прием исторической реконструкции пространства. Это словесное постановление пространства вокруг памятника.
8. Прием зрительного сравнения. Сравнение двух памятников по принципу общего различия, когда все эти памятники\оба люди видят.
9. Прием аналогии. Прием сравнения двух памятников, но когда один из них группа не видит.
10. Прием локализации событий. Это подробный рассказ во время показа о конкретном событии. Пр.: У Лобного места рассказать о казне стрельцов 16?? года (зрительно опираясь на картине Стрельникова, но это не обязательно). Показать где что происходило из данного события.
11. Прием показа мемориальной доски – рассказ о человеке, кому доска посвящена (не биография, а значимость человека), потом дается художественный анализ, если доска имеет художественную ценность.
Вопрос №2. Памятники истории и культуры Москвы 17-го века.
Всю эту инфу посмотреть в интернете.
Рукотворные:
1. Казанский собор на Красной площади.
2. Башни Московского Кремля (20 шт). При Алексее Михайловиче были сделаны.
3. Купала Собора Покрова на рву.
4. Церковь Покрова в Филях. Лучший памятник в Москве. Принадлежал Нарышкиной.
5. Палаты Аверкия Кириллова. Около театра Эстрады. Образец дома богатого москвича 17-го века. Он был главным садовником Алексея Михайловича.
6. Спаса-преображенская надвратная церковь.
7. Церковь Воскресения в Кадашах. М. Третьяковская. Красного цвета с белокаменными «кружевами» и 5 куполов.
Билет №8.
Вопрос №1. Приемы рассказа.
Рассказ – это передача инфы непосредственно, не связанной со зрительным рядом. Он всегда выступает как вспомогательное средство.
Приемы рассказа:
1. Путевая инфа. Это рассказ экскурсовода во время поездки туристов в город. Это лекции по истории края, об основных событиях, которые его затронули (общероссийские), рассказ об объектах, которые они сейчас видят. Но в путевую инфу входит и показ проезжающих мимо памятников.
2. Прием повествования. Это последовательный рассказ о событиях, связанных с памятником, рассказ об эпохе, образе жизни людей, современников памятника. Это литературный рассказ, после которого будет показ.
3. Прием объяснения. Это построение цепочки причинно-следственных связей, которые подводят к главному событию. Пр.: при поездке на Бородино в пути рассказываем причины вторжения наполеона в Россию. Наполеон не шел завоевывать Россию, а проучить ее и заключить новый договор.
4. Прием репортажа. Он взят из журналисткой практики. Экск-д рассказывает о последовательности событиях так, словно они сейчас их видят. Он может быть в приеме локализации. Стиль, словно у него за спиной это происходит и он комментирует и описывает.
5. Прием справки. Исп-ся когда туристы проезжают\проходят мимо объекта. Он привлекает их внимание, но он не относится к экскурсии.
6. Прием цитирования. Цитата приводится или героя экск-ии или цитата о герое экск-ии (его характеристика третьим лицом). Цитата – 2-3 строчки, если стих – четверостишье. Экск-ии литературного монтажа – экск-ии построенные полностью на цитатах. Пр.: «Цветаева в Москве».
7. Прием комментирования. Он очень оживляет экск-ию. Экск-од высказывает свое личное мнение\отношение о герое\памятнике.
8. Прием ссылки на очевидцев. Пр.: «представьте себе как много видели эти стены».
9. Прием соучастия. Близкий приему локализации. Но здесь вы приглашаете туристов стать очевидцами этого события, включаете в рассказ запахи, звуки, природу.
10. Прием дискуссионной ориентации. Он используется на обратном пути для концентрации внимания, повторения материала. Экск-од ставит проблему, ее не решает и предлагает туристу подойти к микрофону и сказать свое мнение.
11. Прием переключения внимания. Если долго едешь в пути можно сказать что-то другое\диск поставить с песнопениями\диск с музыкой\радио. Главная цель экск-да – эмоциональность туристов.
Вопрос №2. Памятники истории и культуры Москвы 16-го века.
1. Начинать с Храма Покрова на рву (на Красной площади) 1561 год. Зодчий – Барм (пчелка) Постник (не ел мяса) Яковлев. Его по правде не ослепляли. Он взял камень, а сверху перпендикулярно поставил другой и обнес это галереей… Это городской собор (главный собор города). В отличие от гл. соборов др городов он был для царя и его свиты. Покровским назвался так как со времен Андрея Боголюбского в России рождается и крепнет мысль об особой избранности русского народа Богоматерью. Богоридица держит свои покров защиты. Успенский собор в Крмеле тоже ей посящен +
2. Церковь Вознесения в Коломенском (первый каменный шатер, построенный в честь рождения Ивана Грозного).
3. Новодевичий монастырь. + собор Смоленской Божией Матери.
4. Старый Донской собор.
5. Церковь Антипия в Колымажном дворе. Колымага – карета при Петре 1, а после Петра молодежь издевалась над транспортом того времени и стала называть их колымагами. Он стоит у музея Пушкина.
6. Храм Никиты мученика на Шливой горке (Вшивой). На Котельнической набережной.
Билет №9
Вопрос №1. Технологическая карта экскурсии.
Сюда входит также альбом памятников, рецензия на экскурсию и портфель экскурсовода (вспомогательный иллюстративный материл, который экск-д использует во время экскурсии. Пр.: схема боя).
Вопрос №2. Система обороны средневековой Москвы.
Москва имела 4 пояса обороны:
1. Кремль белый (19метров, толщина – 3.5 метра)
2. Китай-город. Крепость, окружавшая с трех сторон Белую крепость. Китай – срединный город или происходит от слова «кита» - участок бревенчатой стены, где два сруба соединены, внутрь стен сыпется земля и утрамбовывается, а потом с внутренней стороны укрепляется кирпичом. Ширина 4 метров, высота – 6 метров, длина – 9 километров. Это не кольцевая стена (начало у Беклемишевской башни, поворачивала и шла по китайскому проезду вдоль москва-реки, поворачивала (там кусок стены остался за метрополем)).
3. Белгородская стена. Она из белого камня. Она проходила по линии бульварного кольца (бульвар находился на месте крепостной стены).
4. Скородом. После нападения Дивлет Гирея при Борисе Годунове начинается строит-во 15-километровой стены, которую построили за год (поэтому и скородом). Это земляной вал + бревенчатая крепость. Это 30 башень.
Монастыри-крепости (Петровский, Богоявленский)
У них были башни и пушка.
Вне города все дороги к Москве защищались крепостями-монастырями
Билет № 10.
Вопрос №1. Технология проведения экскурсии. Техника безопасности, вопросы сервиса.
1. Экск-ия начинается после того, когда старший группы (туристов) решает ехать. Это не экскурсовод. Он проверяет наличие туристов.
2. Потом вводное слово экскурсовода: экск-д представляет себя и водителя и повторяет это несколько раз, говорит время прибытия в город и время возвращения, место окончания экск-ии. Официально экск-ия должна кончаться там, где началась, а реально она заканчивается у ближайшего кольцевого метро Москвы.
3. Экск-од говорит о технике безопасности:
• Нельзя ходить и стоять во время движения автобуса
• Нельзя отвлекать водителя
• Во время движения авто через 2-2.5 часа – санитарная остановка (туалет). Только на стороне пути идти можно.
• При остановке в лесу, запрещено переходить на другую сторону дороги.
4. Экск-од дает путевую инфу.
5. Экск-од первый выходит из автобуса первым и ждет, когда выйдут все.
6. Панорамный показ. Обращение внимание на № автобуса. Дать номера телефонов старшему группы.
7. Экск-од ведет группу медленно.
8. Переход на перекрестке только на зеленый цвет светофора. Если часть группы не успевает. Экск-од ждет на другой стороне второго светофора.
9. Группа идет по городу когда экск-од поворачивает, он проходит 10 метров и останавливается, ждет, когда из-за угла появится последний турист. Детская группа 40 человек 5-го класса: 2-3 взрослых идут в конце группы.
10. Экск-од подходит к объекту и ждет, когда подойдет последний турист.
11. Экск-од делает логический перевод и ведет к следующему памятнику.
12. На втором памятнике методом аналогии экск-од говорит новые для туриста слова. Новые слова говорить четко и медленно и показывать на этом или каком-либо еще объекте.
13. Во время показа группу ставить полукольцом. Если хорошо знаешь объект, стоишь спиной к нему.
14. Рассказ – не более 2-2.5 минут. Отдых – при подходе к следующему объекту.
15. Речь должна быть ясной и четкой.
16. Ритм – не более 60 слов в минуту.
17. При возможности показывать объект с 4-х сторон.
18. Обязательна остановка у магазина сувениров\базара. В методичке должно быть выделено время на это.
19. Надо сверять часы.
20. Перед каждой посадкой экск-од просит старшего группы проверить всех людей.
21. При подходе к церкви, всю информацию надо давать у нее. Внутри экск-ию вести нельзя. И говорим где находится тот или иной памятник в церкви.
22. После окончания экск-ии – проверка наличия людей. На обратной пути экск-од повторяет объекты (названия) и новые термины. И одновременно показывает их, используя портфель экскурсовода. Это наши работы.
23. На обратном пути может быть применен дискуссионный прием.
На обратном пути турист имеет право выйти в любом месте движения автобуса.
Вопрос №2. Идейно-художественный смысл иконы Владимирской Богоматери. Надо дополнить своей инфой.
Она написана в 30-х года 13-го века в Константинополе. Ее приобрели там русские купцы по заказу Киевского князя (она называлась елеус, т.е. умиление). Она была любимой Юлием Долгоруким, когда он был Киевским князем. Но заказал не он. Он ее держал в загородном замке. Андрей Боголюбский (сын Юрия), когда бежал от отца, забрал ее. А там где, Богородица явилась Андрею во сне, построил себе загородный замок – сейчас Боголюбово. Потом была помещена Успенский собор Владимира, поэтому икона получила название Владимирской. С этого времени она стала главной иконой Владимирской земли.
1394 год, когда Тимур (разбивший тахтомыша) шел на Москву, так как защищаться было нечем привезли эту икону в Москву. В следствие этому Тимур повернул назад.
С 1394 года она в Успенском соборе Кремля. Сретенка – улица, где встречали икону («встреча»).
В конце Лубянки – сретенский монастырь (мужской).
Этой иконой благословляли на царство всех русских царей начиная с Ивана третьего, кончая Николаем вторым.
Сейчас она в Церкви Николы в Толмачах около Третьяковки. Она в совместном владении церкви и музея.
Она считается покровительницей всей России. Ее списки есть в каждой церкви, но ни один из них не похож на оригинал.
Идейно-художественный смысл иконы:
1. Она посвящена любви матери к сыну и любви к человечеству Богоматери.
2. Тема иконы – жертвенная любовь. Она жертвует сыном для спасения человечества.
3. Она византийского письма, где есть отблеск античного греческого искусства.
4. Она повлияла на развитие национальной русской средневековой живописи. Потом этот отблеск пропал.
5. Ею утешались при битве на Куликовском поле.
Билет №11.
Вопрос №1. Основные профессиональные, деловые и личностные требования к экскурсоводу.
Деловые – которые он приобрел во время опыта.
Личностные – характер.
Профессиональные:
1. Высшее образование
2. Профессиональная подготовка: курсы\институт
3. Знание основ педагогики и психологии
4. Знание одной или нескольких экскурсий
Деловые качества:
1. Владения приемами показа и рассказа.
2. Умение управлять группой.
3. Дикция, отчетливость, ясность.
4. Темп речи 60 слов\мин.
5. Грамотная речь без слов-паразитов
6. Большой словарный запас
7. Богатство речи
Личные качества:
1. Коммуникабельность.
2. Толерантность.
3. Креативность.
4. Ответственность за людей.
5. Развитое воображение.
6. Эмоциональный рассказ.
4 типа темперамента:
1. Холерик. Вспыльчивость, обидчивость, торопливость в рассказе, быстрая смена настроения. Быстрота реакции.
2. Сангвиник. Быстрый тип речи, более спокойный настрой, более медленная смена настроения. Способен глубже взвесить и оценить ситуацию. Самый оптимальный для работы экскурсоводом.
3. Меланхолик. Интроверт (погружен в себя). Склонность преувеличивать опасность\плохое. При резкой изменения ситуации, теряется, впадает в панику.
4. Флегматик. Медлительный, малообщительный. Не эмоциональная речь. Но глубокий по чувствам и интеллекту. Однолюб. Наилучший для работы.
Чистые типы проявляются редко.
Экс-од выступает перед туристами:
1. Как информатор.
2. Как комментатор.
3. Как собеседник. Лучший тип.
4. Как советчик.
5. Как эмоциональный лидер.
Имидж экскурсовода - это ожидания туристов, их представления о идеальном экскурсоводе.
В момент встречи экск-да с группой происходит критическая оценка экск-да. От этого зависит уровень критичности в отношении к экс-ду во время экск-сии. Здесь важен:
1. Внешний облик.
2. Как он поздоровался.
В имидж экск-да входит:
• представление туристов о полном и достоверном знании экск-дом предмета экск-сии, энциклопедизм экск-да (знание его в разных подкупает людей, настраивает в его пользу).
• Забота №1 экск-да – забота о уровне критичности. Если сказал «не знаю», надо сказать то, что знаешь.
• Туристы ждут доброжелательного отношения к себе.
• Стремление ослабить негативные факторы в экскурсии (шутка во время дождя).
• Забота об их отдыхе и комфорте.
• Отсутствие негативных высказываний об отдельных экскурсоводах.
• Опоздавшим делает замечание не экскурсовод, а старший группы.
• Эмоциональная подача материала. Такая подача повышает сопереживание и вызывает интерес. Инфа лучше запоминается.
Вопрос №2. Памятники истории культуры 15 века.
Начинать с Московского Кремля. Стены и башни. Успенский собор Московского Кремля. Благовещенский собор. Грановитые палаты. Церковь Ризополжения. Спасский собор Андроникова Монастыря 1425г, его трапезная. Церковь Трифона на прудном.
Билет №12.
Вопрос №1. Вопросы дифференцированного подхода к экскурсионной группе.
Дифференцированный подход – учет демографического состава группы (возраст, пол, характер занятия).
Самые младшая возрастная группа – школьники 5-8 класс:
• Они не способны воспринимать понятийный материал.
• Повышенная двигательная активность.
• Игровой тип экск-ии лучше исп-ть.
• Приемы показа: локализация, соучастие, репортаж.
Старшеклассники:
• Экск-ия для них – отдых от занятий
• Повышенная потребность в общении друг с другом.
• Надо бороться за внимание группы
• Приемы: локализации, исторической реконструкции, репортаж, прием проблемной ситуации.
• Они любят конкретные факты, точные цифры.
Студенты:
• Познавательная составляющая в их установке больше, чем у школьников\интерес больше
• Теоретический материал можно давать и вводить новые понятия
• Школьники старших классов и студенты беспрерывно занимаются флиртом
Взрослые. Установки:
1. Интеллектуально-познавательная
2. Эмоционально-эстетическая (чаще женщины)
3. Развлекательная (едут на пикник, а дали еще и экскурсовода)
4. Потребительская (что купить)
Классификация туристов:
1. Конструктивный. Познавательная интеллектуальная установка. Он помощник экск-да.
2. Сверхактивный тип. Экск-ия для него – праздник. А праздник не бывает без шутки.
3. Безразличный турист. Как правило это мужья, которые бояться оставить жен одних.
4. Конфликтный тип. Главный враг экск-да. Это турист, которому в начале экск-ии кто-то испортил. Ворчит и бубнит всю дорогу.
Туристы по видам трудовой деятельности:
1. Туристы высококвалифицированного творческого труда. Дедукция у них и высокий понятийный уровень.
2. Работники автоматического умственного труда. Труд из повторяющегося алгоритма. Им нужны живые картинки. Они интересуются образом жизни в древности, которое не надо давать интеллектуалам.
3. Туристы квалифицированного ручного труда. Пр.: наладчики станков-автоматов. Способны к обобщению. Не надо много новых терминов.
4. Работники физического неквалифицированного труда (грузчики).
Вопрос №2. Идейно-художественный смысл иконы Рублева.
Написана в начале 15 веке для Троицкого собора Троицкого монастыря в Загорске в похвалу Сергию радонежскому, в его память. Написана в период голода, разброда и шатания общества. Она посвящена явлению Арваму Царю 3 путников – Бога Отца, Сына, духа святого.
Найти фото. Будет показывать, чтобы ты определил что это.
3 ипостаси Бога, когда он решают вопрос6 придет сын Божий спасать человечество или нет. Изображение 3-х ангелов в первые секунды согласия. Икона в лица 3-х ангелов выражает согласие, духовное единство 3-х ангелов, в их любви к человеку, в их желании спасти человека. Посвящена духовному единству как призыву к единению в период разрода.
Она была альтернативой реальности, ее идеальность. Указывала путь в духовном развитии человечества.
Она затронула глубочайшие пласты русской духовности: ее сразу признали как величайшее произведение. Для нее сделали оклад (чеканка по золоту, прикладывающаяся к иконе. Остаются только лица и руки).
Иван 4 затребовал ее в Москву, чтобы она стала образцом, чтобы все писали, как писал Рублев.
Первообраз в Третьяковской галерее.
Билет №13. Проблемные ситуации на экскурсии и методы их разрешения.
Типы проблемных ситуаций:
1. Технологический: поломка автобуса\микрофона. При поломке микрофона экск-од встает в середину салона. Но по правилам надо вызывать новый автобус, но это потеря времени.
2. Психологический:
• Конфликт водителя и туриста
• Конфликт между туристами. Экс-од в них не вмешивается.
• Конфликт между старшим группы и экскурсоводом. Пр.: Экск-од что-то не додал, слишком быстро вел…
• Экскурсионные конфликты: опоздание туристов. Если взрослые оставили вещи в машине, и к отходу поезда не приехали, за 10-15 мин до отпраки поезда экск-од ищет дежурного по вокзалу, вскрываются сумки и составляется акт по наличию вещей. Один акт – в сумку, другой – старшему группы. Вещи экск-од берет в свое бюро.
Вопрос №2. Историческое и художественные значение церкви Покрова в Филях.
Построена дядей П1 Кириллом Нарыжкиным после победы П1 над Софьей. Это победа западников. Это граница в художественной культуре между допетровской культурой (Алексея Михайловича) и петровской культурой. Воплощение сочетания нового и старого.
Здесь хранится портрет молодого Петра1. Он изображен здесь как св. Дьякон Стефан.
На консультации даст оставшиеся 3 билета.