Психодиагностика
Преподаватель: Поспелова Оксана Игоревна
Контрольная работа: использовать не менее 3-х тестовых методик (наблюдение, беседа, анализ документов, метод тестов (тест должен быть серьезным, тестовые методики), экспертный метод и т.д.). Человека можно взять любого (родственника, друга). Если какой-то пункт из биографии не знаете, это не страшно, можно опустить. Можно подготовить презентацию. Писать какой методикой пользовались. Но в целом о ней писать не надо. Обязательны ссылки+ откуда брался тест (книга).
Возможно зачет будем сдавать в виде тестов.
Литература:
1. Психологическая диагностика. Уч. Для вузов под редакцией Акимовой и Гуревича СПб. 2005г. Нет у нас.
2. Солонкина У.В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме. Уч. Пособие для студентов высших учебных заведений. 2004год. У нас их очень мало. Есть тесты.
3. Справочник практического психолога. Психодиагностика. Под общей редакцией Посохова. Москва АСТ 2006г. У нас нет.
4. Романова Е.С. психодиагностики. 2-е издание СПб изд-во Питер. 2008г. У нас нет.
5. Введение в психодиагностику. Уч. Пособие для студентов средних педагогических уч. Заведений. Акимова, Борисова. Москва-академия 2000г. У нас нет.
6. Батаршов А.Б. психодиагностика способности к общению. Москва-Владос 2001г. Тут есть тесты. Есть в библиотеке.
7. Немов Р.С. Психология. Учебник для высших учеб заведений. Это трехтомник. Нам нужна третья книга. У нас нет.
8. Практическая психодиагностика. Редакция Райгородского Д.Я. У нас есть. 1998г. Одни тесты!
9. Шивандрин Н.И. основы психологической диагностики. Учебник для студентов высших уч заведений. В трех частях. Москва-владос. 2003г. У нас нет.
10. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. Москва. Аспект-пресс. У нас нет.
Тема 1: Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии.
План:
• Предмет, задачи и функции психодиагностики.
• Методологические основы получения психодиагностических данных. Методы психодиагностики.
• Проблемы применения данных психодиагностики в социальной практике. Профессионально-этические аспекты психодиагностики.
Психодиагностика (dia-через, gnothis – знания, через знания) – постановка психологического диагноза.
Сначала этот термин означал. Диагносты подсчитывали количество убитых и раненых на войне. Потом – врачи, ставящие диагноз. Потом все, кто может поставить диагноз.
Психодиагностика дает конкретные цифры различий между людьми, статистика.
Основатели психодиагностики (п-ка): Г.Гальтон, Г. Роршах, Сенчинов, Н.Н. Ланге, Е.Б. Перельгчин, И.П. Павлов, Вильгельм Вундт.
Психология – к19 века, психодиагностика 20век. = дата появления.
Психодиагностика:
1. Теоритическая. Связана с математ. Моделированием…
2. Прикладная (опытная).
П-ка – психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических(темперамент, характер, воля, интеллект и т.д.) и психофизиологических (физиология человека; особенность чередования возбуждения и торможения чел-ка, выносливость нервной системы) особенностей человека.
П-ка – область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, особенностей, черт личностей.
П-ка – практическая психология.
П-ка – связующее звено между общепсихологическими исследованиями и практикой.
Истоки п-ки:
• Экспериментальная психология (разработка методов). Конец 19-го столетия. Вундт открыл первую экспериментальную псих-кую лабораторию. 1885г. В г. Казань такая лаборатория, потом в Москве.
• Дифференциальная психология – отрасль псих-го знания, занимающаяся сходства и различия в поведении людей. Упор на различие психологии личности.
• Запросы практики\практической деятельности (индустриальная\промышленная, медицинская, педагогическая). Пр.: Отбор в военной сфере, потребности в лечении псих. Больных, запросы педагогики – как учить, с какого возраста чему учить.
К19-нач20 веков: п-ка выделяется из общей психологии. Полностью – к20 века.
Области практического использования результатов психодиагностики.
1. В целях оптимизации (лучшего проведения) процессов обучения и воспитания. Пр.: Методика по определению коэффициента интеллекта (Матрица Ровена).
2. Профотбор\профобучение\профориентация. = компьютерный тест и консультация врача.
3. В клинико-консультационной и психотерапевтической работе. Пр.: работа с алкоголиками, трудными подростками, групповая психотерапия. Тесты достижения…
4. В судебной практике. Используют специалисты-медики.
5. В вооруженных силах.
Задачи п-ки:
1. Установление наличия у человека того или иного псих свойства или особенности поведения. Конформизм – зависимость человека от мнения группы.
2. Определение степени развитости данного свойства. Ее выражение в определенных количественных и качественных показателях. Пр.: какие помехи в общении.
3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо. Пр.: насколько несовершеннолетий свидетель в состоянии давать адекватные показания.
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств разных людей (статистическая норма).
2-й пункт плана: Методологические основы между реакциями одного и того же индивида в разных условиях.
Методы: психологические и эмпирические.
Методологи:
• Общая. Методы научного исс-я исп-е в основном в психологии.
• Частные. Применяемые в психодиагностике в основном.
Компоненты при широком понимании в п-ке:
1. Теория тестов (психометрия).
2. Тесты и процедуры, созданные в соответствии с теорет-ми обоснованными характеристиками (личные черты, модели поведения).
3. Теории, описывающие индивидуальные различия, особенности среды, представления развития.
4. Процесс психодиагностического обследования.
Разновидности методов исследования:
1. Исследовательские. Не дают точные количественные и качественные характеристики (цифры).
2. Психодиагностические. Их дают.
Средства современной п-ки делятся на группы:
1. Формализованные методики. Тесты, опросники, методы проективной техники, психофизиологические методики (нервная система).
2. Малоформализованные методики.
Методики проективной техники – что вы видите цифры или буквы, при быстром взгляде на картинку. Вводят в неопределенную ситуацию. Метод Рошиха сюда входит.
Свойства формализованных методик:
• Регламентация
• Объективизация
• Стандартизация
• Надежность
• Валидность (что методика проверяет и, на сколько хорошо она это делает)
Малоформализованные методики – наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Они основаны на профессиональном опыте, трудоемкие.
Тесты – испытание, проверка, пробы. Это стандартизированные испытания для установления количественных и качественных различий\характеристик.
Тесты по форме делятся на:
• Индивидуальные \Групповые
• Устные\письменные
• Аппаратурные\компьютерные
• Вербальные\невербальные
Ответы: открытые и закрытые.
По содержанию тесты: интеллекта, способностей, достижений, личности.
Тесты личности: тесты действия и ситуационные (выбор поведения в сложной ситуации).
Опросники. Здесь не может быть правильных или не правильных ответов. Они делятся на: опросники личности (эмоционально-волевая сфера) и опросники-анкеты (в основном вопросы по биографии).
Проективная техника. Пр.: техника Катарсиса. В основном исп-ся в семейной терапии или с детьми. Это осущ-е свободной игровой деят-ти.
Малоформализованные методики:
1. Наблюдение: единичные, периодические, лонгитюдные (наблюдение в течении длительного периода времени). Наблюдение: внешнее (за кем-либо) и внутренне (за самим собой - интроспекция). Наблюдение: открытое и скрытое (вы не знаете, что за вами наблюдают). Наблюдение: Стороннее (наблюдатель не участвует в процессе) и включенное (он является участником наблюдаемого процесса). Наблюдение: естественное (в обычных условиях для испытуемого) и лабораторное (в специально отведенном для наблюдения месте).
2. Беседа – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Разновидность беседы – интервью. БЕСЕДА: устная, письменная; свободная (спрашиваешь о чем хочешь), стандартизированная (четко обазначены вопросы и ответы), частично стандартизированная (ответ зависит от четко поставленного вопроса).
Вопросы: прямые (ты боишься грозы), косвенные (что ты делаешь во время грозы?), проективные (дети обычно боятся грозы, а ты?).
Участие психодиагноста в процессе:
1. Минимально – тесты интеллекта , способности, достижений.
2. Максимально – интервью, беседа, виды наблюдений.
3. Среднее – опросники многомерные, опросники с многомерными ответами, проективной техники.
Эксперимент. Это малоформализованная методика. Эксперименты на людях в медицине запрещены. Его проводят только в отношении педагогических методик. Это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-нибудь психологический фактор. Он подразделяется на: естественные (в естественных условиях) и лабораторные (искусственные условия); формирующий (призван сформировать те или иные качества, особенности поведения человека) и констатирующий (призван установить те или иные качества или особенности поведения).
Обобщение независимых характеристик. Позволяет получить наиболее объективную и точную информацию об объекте. Информация из разных источников об объекте.
Экспертная оценка. Оценка явления специалистов в какой-либо области.
Моделирование – создание искусственного объекта, модели или явление. Моделирование: Математическое с использованием математических формул,.
Метод социометрии. Якоб Морено первый его использовал. Помогает выявить реальное положение человека в коллективе\группе. Проводится часто в школе. Результаты социометрии обычно не сообщается членам группы. Методы: задается 3 вопроса с 3 вариантами ответа( разных сфер деятельности).
Методы психодиагностики:
• Традиционные (наблюдение, моделирование, эксперимент…)
• Нетрадиционные (графология, астрология, хиромантия, физиогномика)
Графология – установление личностных особенностей человека по подчерку.
Физиогномика – постановка психологического диагноза по особенности внешнего вида человека, в основном по чертам лица. Это малоизучено.
Пункт 3: Проблемы применения данной п-ки в социальной практике:
1. Стандартизация. Единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Результаты сравнивают со статистической нормой или социально-психологическим нормативом (совокупность заданий, составляющих тест).
2. Надежность. Постоянство устойчивость результатов теста при первичном и вторичном применении теста.
3. Валидность – понятие. Указывающее на то, что тест измеряет и, на сколько, хорошо он это делает. Теоретическая и практическая (проверка полезности методики).
Возможно это не пункт, а след абзац Профессионально-этические аспекты психодиагностики:
• принцип соблюдения тайн
• стандартизация
• объективности выводов
• ненанесения ущерба
• принцип научной обоснованности (стандартизация, надежность, валидность…)
Типичные ошибки при проведении опросов…
Тема 2: Визуальная психодиагностика.
План:
1. Морфологические признаки потребителя, социально-культурных услуг как основа психодиагностических данных
2. Определение психических свойств потребителя по морфологическим признакам
3. Психологический портрет потребителя
4. Признаки мотивации и степени ее выраженности у потребителя по психическим свойствам.
5. Механизмы межличностной перцепции (восприятия других людей).
1. Морфологические признаки потребителя, социально-культурных услуг как основа психодиагностических данных
Надо читать язык жестов.
По экспресс диагностике можем видеть:
• Внешний вид: стиль одежды, его соответствие ситуации, прическу, опрятность, аксессуары
• Рабочее место
• Речь: тональность, дикция, уверенность. Эмоциональность, паузы и т.д.
• Язык тела: поза (закрытая\открытая), походка, жесты (барьерные – стол, цветы, сумка, спинка стула), дистанция и т.д. По позе можно определить национальность.
• Психологические особенности поведения: стремление к лидерству, доминантность, общительность.
Не вербальное общение чаще всего несознательное.
Виды Невербальных средств общения:
1. Визуальные:
• Кинесика (движение рук, ног, туловища, походка)
• Выражение лица, глаз. По глазам мало что можно сказать о человеке, надо смотреть на них в сочетании с остальными частями лица. Визуальный контакт: социальный взгляд (немного выше переносицы), интимный (на подбородок и ниже). В Азии смотрят выше шеи или область уха.
• Позы: осанка, посадка головы, разворот туловища.
• Кожные реакции
• Проксемика - пространственная временная организация общения. Дистанция между общающимися. Контакт начинается с расстояния 2 метра. Личная дистанция зависит от культуры. Это личное пространство, угол поворота к собеседнику.
• Вспомогательные средства общения: одежда, прическа, косметика, аксессуары, татуировки, мелкие предметы в руках, подчеркивание\сокрытие особенностей телосложения.
Уч-ик Солонкина стр 18 – принципы социальной перцепции (картинки0
Каналы общения: прямой, косвенный, управляемый косвенный.
Прямой: та инфа, которую получаем из вербальных и невербальных сигналах собеседника.
Косвенный: интуитивная инфа, получаемая из невербальных сигналов собеседника.
Управляемый косвенный: уловка, чтобы вызвать доверие. Этому специально обучают.
Часто при первом знакомстве люди прибегают к самопрезентации – использование специальных приемов для сокрытия своих недостатков и демонстрации достоинств. Она связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения. Могут проявляться элементы психологической защиты – сознательные или бессознательные попытки скрыть свои индивидуальные особенности, который, по мнению человека, могут осуждаться другими.
Как определить самопрезентацию или психологическую защита: в несостыковке каких-то деталей (пр. вербалики и невербалики)
2. Определение психических свойств потребителя по морфологическим признакам
Морф признаки – дресскод (официальный и не официальный). Консервативно-деловой и коммуникативно-деловой стиль одежды в организациях обычно бывают.
Консервативно-деловой:
• Мужчины: костюм, рубашка должна контрастировать с костюмом (но не яркий цвет и не яркая клетка\полоска), галстук (не бабочка. Цвета: черный, синий, коричневый, серый). Кольцо обручальное.
• Женщины: цвета: серый с полоской\клеткой. Соотношение телосложения с клеткой\полоской. Нельзя цвета: красный, зеленый, оранжевый, розовый, голубой. По одному кольцу на каждой руке, не броские
Коммуникативно-деловой:
Надо быть не беднее и не дороже клиента. Не более трех цветов. Большее разнообразие аксессуаров. Длина одежды важна: юбка не выше 5 см от колен.
Творческий: для людей творческого стиля. Не богаче и не беднее клиента.
Ошибки при выборе одежды:
1. Не учтние своих особенностьей
2. Преувеличение\преуменьшение собственной привлекательности
3. Социальное происхождение влияет на манеру одеваться
4. Несоответствие стиля одежды с ситуацией
5. Слишком небрежный\неопрятный вид одежды
6. Чересчур претенциозная манера одеваться
7. Несоответствие одежды с сезоном
Стр 28-34 уч. Солонкина.
Бегающие глаза 1\3 или менее всего времени общения смотрит на собеседника, но в Азии вообще не принято смотреть в глаза.
3. Психологический портрет потребителя и принципы поведения менеджера
Карл Юстав Юнг поделил людей на психотипы:
1. Мыслительный тип: принимают решения на основе логики, ценят ясность\точность инфы, обосновывают свои действия, любят задавать много вопросов, самокритичны. Рабочее место строгофункионально (нет ненужных вещей). Чаще это мужчины (2\3). Работа с клиентом:
• Проявляет сдержанность
• Меньше эмоциональности
• Конкретное изложение фактов и цифр
• Одежда косервативно\коммуникативно-деловой стиль
• Предикаты в речи (наиболее употребимы слова и выражения): объективность, твердость, справедливость, проведены исследования, аналетически, беспристрастно…
2. Чувствующий тип: много кинестетиков. Опираются на чувства и эмоции при принятии решений. Опираются на свой опыт. Вопросы рассматривают с разных сторон и выслушивают другую точку зрения. Рабочее место отражает эмоциональное состояние (хаос\аккуратно). Рабочее место – внерабочий быт (фото, рисунки). В одежде предпочитают комфорт, а не консерватизм. При работе надо: установить доброжелательное отношение (о погоде, транспорте), использовать эмоциональные высказвания, избегать назойливой рекламы, придекарты в речи.
3. Решающий тип: это, в основно мужчины. Быстрее принимают решения, точно знают свои цели, не любят неожиданности, пунктуален, быстро двигается. Работа с клиентами этого типа: соблюдать точность и пунктуальность, сразу же приступать к делу, дать описание результата, использование конкретных и четких формулировок, не возражать и не спорить, использовать аргументы, чтобы привить свою точку зрения, придекарты (контроль, план, результат, окончательный срок).
4. Воспринимающий тип: наиболее сложный клиент. Чаще женщины. Им важен только сам процесс общения. Не ставят перед собой определенных задач, не любят монотонной деятельности. Любят менять тему. В итоге может так ничего и не решить\купить. Работа с клиентами типа: сводить к минимуму разговоры на посторонние темы, предоставить клиенту максимальный объем инфы о продукте, не торопить клиента с принятием окончательного решения, лучше завершить сделку, когда интерес клиента максимален. Придекаты : гибкий, ориентировочный, открытость, по входу дела, процесс.
4. Признаки мотивации и степени ее выраженности у потребителя по психическим свойствам.
Мотив – отдельное побуждение к деятельности.
Типы поведения в конфликтных ситуациях. Их 5:
• Сотрудничество. Направленно на полное удовлетворение потребностей и на учет сторонами интересов партнера.
• Противодействие Ориентация на личные цели, без учета интересов партнера. Наиболее неприемлемый.
• Компромисс. Уступки.
• Приспособление. Когда одна из сторон жертвует своими целями, для дотижения целей партнера.
• Избегание. Наиболее неприемлемый.
5. Механизмы межличностной перцепции.
Механизмы познания и понимания друг друга: идентификаци (сравнение с собой0я, импатия (сочувствие), аттракция, рефлексия (как мы представляемся партнеру по общению, сам думает как представился), каузальная антрибуция (приписывание другому человеку собственных мотивов поведения), соц стереотип (шаблоны, устойчивый образ объекта или явления).
Эффекты: новизны, первичности, ореола.
Вывод: Во многом поведение в процессе общения зависит от восприятия другого человека и чувств, которые испытываются к нему. Образ партнера, который формируется при знакомстве, явл-ся важным регулятором последующего поведения личности. Такой образ нужен именно для того, чтобы правильно и эффективно построить свое общение в данной ситуации.
Барьеры в пути взаимоотношений:
- Барьеры эмоционального порядка: гнев, страх, ненависть, плохое настроение, растерянность, аффекты.
- Барьеры интеллектуального порядка: недостаточные знания чего-либо, слабые знания и понимание вербальных\невербальных приемов общения, слабое развитие внимания, представления и т.д.
- Барьеры поведенческого порядка: неуменее учитывать в ходе общения, социально-психологические особенности партнера (соц статус, пол, возраст, нац-ть).
Тесты, которые можно использовать для контрольной
1. по мотивации: пирамида потребностей Маслоу. Стр. 136-131 Солонкина
Сравнительные анализы результатов теста:
1. Люди умеренно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска
2. Люди, боящиеся неудач предпочитают малый риск или наоборот, слишком большой уровень риска.
3. Чем выше мотивация к успеху, тем адекватнее готовность к риску.
4. С возрастом готовность к риску обычно уменьшается.
5. У более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных.
6. У женщин готовность к риску относительно ниже и реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин.
7. У военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов.
8. В ситуации внутреннего конфликта готовность к риску увеличивается.
9. В условиях группы готовность к риску проявляется сильнее.
Тема: Психодиагностика экспрессивного поведения потребителя.
План:
1. Основа поведенческой диагностики потребителя по вербальным и невербальным признакам.
2. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.
3. Вербальные и невербальные признаки соотнесения потребителя к определенному типу личности.
4. Характеристика псих состояния личности по паралингвистическим и экстралингвистическим параметрам речи.
1. Основа поведенческой диагностики потребителя по вербальным и невербальным признакам.
Виды экспрессии:
• Взгляда
• Мимики
Жесты: коммуникативные (жесты, заменяющие речь), описательно-изобразительные (при разговоре, в соотношении со словами), показывающие отношение к людям или состояние человека (открытые\закрытые позы).
Код языка тела.
Четыре первичных кода общения: Речевые: речевой и голосовой код. Воспринимаются на слух. Выражение лица и язык тела. Воспринимаются визуально.
2. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.
Стратегия общения: открытая\закрытая.
Виды общения:
1. контакт масок
2. примитивное общение
3. формально-ролевое
4. деловое
5. духовное
6. манипулятивное
принципы делового общения. Прочитать.
3. Вербальные и невербальные признаки соотнесения потребителя к определенному типу личности.
Сенсорные типы: визуальный (разговор, манера держаться. Предикаты: теперь я вижу, что вы имели ввиду), аудиальный (предикаты: слышу), кинестетический\сенсорный (кожная чувствительность), обонятельный, вкусовой.
Невербальные сенсорные ключи.
Потом пошел полный бред! Я не записывала!
4. Характеристика псих состояния личности по паралингвистическим и экстралингвистическим параметрам речи.